Леонардо из Амурска

Вот уж ни когда не думал, что совсем рядом с нами живет человек, которого без всякой ложной скромности можно сравнить с великим художником и изобретателем эпохи Возрождения.

Моё знакомство с изобретателями Лазовскими растянулось во времени и пространстве. Несколько лет назад мне довелось писать статью о том, как на комсомольском заводе подъёмно-транспортного машиностроения не смогли наладить выпуск уникальных вездеходов, разработанных изобретателями из Амурска братьями Лазовскими. Прошло несколько лет, и под самый занавес 2003 года Владимира Иванович Елин, преподаватель Политехнического университета Комсомольска-на-Амуре, показал фотографии странного мини-вертолета. На снимке можно было увидеть и облако, окутывающее машину. На мой вопрос, что это такое, Владимир Иванович, обучающий многие годы будущих авиастроителей, сказал, что водяной пар, подогреваемый в котле обычными дровами.


loz.jpg


Честно говоря, никогда не терял веры в отечественных «кулибиных», но чтобы соединить «трепетную лань» авиации и паровой двигатель… сказать, что я удивился, значит, ничего не сказать. Последний раз сделать нечто подобное пытался ещё «при царе горохе» господин Можайский, чей самолёт принято считать самым первым российским летательным аппаратом тяжелее воздуха. (правда, в достоверности того события специалисты до сих пор сомневаются.) Владимир Елин на мой вопрос о том, будет ли летать это «чудо с паром», ответил утвердительно. В общем, я не мог пройти мимо такого события и отправился в Амурск.


Недолгие поиски (братья Владимир и Юрий Лазовские в Амурске хорошо известны не только как изобретатели, но и как организаторы и создатели новогоднего городка у Дворца культуры ЦКК) привели меня в уютную квартиру одной из многоэтажек. После взаимного представления и произошла беседа с создателями «винтокрылого паровоза» Юрием Анатольевичем Лазовским и его сыном Иваном (ещё одного творца – Юрия Анатольевича Лазовского – к сожалению, не было).


- Владимир Анатольевич, как вы пришли к идее такого необычного летательного аппарата?


- При выборе направления работы прежде всего нужно соизмерять свои возможности. Нам давно хотелось сделать что-то летающее, и совсем недавно желание и возможности совпали. Иван серьёзно занимался сначала в авиамодельном кружке, после окончания школы поступил на самолётостроительный факультет в Комсомольский Технический университет.


Мы решили, что сможем сделать вертолёт с новым видом энергии. В 40-х годах из авиации ушло такое направление, как автожиры. Летательные аппараты, работающие на нестандартном виде топлива, обладают целым рядом преимуществ. В частности, по экономическим показателям вертолёты однозначно им проигрывают. Специалисты знают, насколько дорога сегодня эксплуатация самого массового российского вертолёта «Ми-8», и именно по этой причине сегодня его не могут использовать ни геологи, ни лесники. За рубежом очень много авиационной микро-техники, в том числе и автожиров. Но у них есть один недостаток, который заключается в том, что аппараты взлетают с разбега, по-самолётному.


Проведённые в августе испытания нашего вертолёта говорят о принципиальной возможности вертолетного взлета и приземления в режиме парашютирования. Традиционный вертолет с подобными показателями в принципе невозможно сделать из-за большой массы редукторов. Наше же изобретение нацелено на нишу недорогих летательных аппаратов с вертикальными взлётом и посадкой.



Но самое главное в этом проекте не сам вертолёт, так как никакой принципиальной новизны в его конструкции нет. Изюминка заключена в способе получения энергии для движения. На машине применена оригинальная паровая турбина, которая может быть использована для выработки электроэнергии со значительно более высоким коэффициентом полезного действия. Наибольший эффект от реализации этого изобретения возможет в атомной энергетики, где оно позволит увеличить КПД атомных электростанций, вырабатывающих электрический ток. Подтверждением реальности всех заявок и является наш вертолет. Для того, чтобы поднять подобный агрегат, нужна энергетическая установка с мощностью в 15 киловатт, и добиться такого показателя с помощью пара до нас никому не удавалось. Сейчас мы проводим доработку, и после нее бак будет нагреваться уже газовой или бензиновой горелкой. По предварительным оценкам, ожидаемая дальность полёта нашего вертолёта будет в районе 150 километров.


- Владимир Анатольевич, а как сложилась судьба вашего вездехода?


- Наверное, одной из особенностей всех «самоделкиных» является такое свойство, как ослабление интереса к уже сделанному. В 1987 мы показывали вездеход главе краевого комитета КПСС Черному и командующему Дальневосточного военного округа маршалу Тулупко. По результатам того показа было принято решение произвести опытную партию на «Машзаводе» в Амурске. Интерес к вездеходу повышенной проходимости проявили, прежде всего, военные. По их мнению, этот вездеход можно было использовать в качестве вспомогательной машины высокой проходимости для обеспечения войск. Дело заглохло по нескольким причинам: «Машзаводу» тогда не нужна была лишняя загрузка, так как основное производство в то время и так было загружено. А товарищ Черный сказал: «Если я вам помогу, то с помощью этих машин будет разграблен край». Полагаю, он имел в виду браконьеров.


loz-8.jpg


К тому времени мы уже серьёзно занимались моторной яхтой с «виртуальным» крылом. Уже в 90-х годах предпринимались попытки наладить производство вездеходов в Комсомольске-на-Амуре на базе завода подъёмно-транспортного оборудования, но из-за отсутствия необходимой культуры производства дело не пошло. Хотя интерес к этой машине проявляли и за рубежом. В частности, китайцы были готовы приобретать вездеход в любых количествах, но вкладывать деньги в развитие производства в России они не захотели.


- Вы сказали, что к тому времени стали заниматься яхтой с «виртуальным» крылом. Про подводное большинство россиян слышало, о «виртуальном»…


loz-7.jpg


- Фактически на этой моторной яхте крыла в привычном виде нет, но из-за хитрых обводов днища яхты создается эффект подводного крыла, который мы можем наблюдать у «Метеоров» и «Ракет». На этой яхте в режиме глиссирования получено «качество» (отношение водоизмещения к тяге движителя) свыше 10. По мнению специалистов, которым мы её показывали, принципиально на подобных судах возможно качество только в пределах 6.


Мы пытались показать яхту специалистам авиационного завода, но они отказывались её смотреть. Один из них даже заявил, что в случае, если наша яхта с дизельным двигателем МТЗ-80 (мощностью всего 80 лошадиных сил, их устанавливали на тракторы) выйдет на глиссирование, то он «съест свою кепку». По мнению этих специалистов, не может семиметровая яхта почти трёхметровой ширины и винтомоторной установкой весом 600 килограмм глиссировать. А мы с нагрузкой в 7 человек во время поездок на природу выходили на глиссирование со скоростью выше 40 километров в час. Добиться таких показателей удалось благодаря очень высокому качеству виртуального крыла. Яхта сегодня заброшена, так как для ее дальнейшего совершенствования требуются большие затраты. Вообще гидродинамикой я занимаюсь достаточно давно, и в 1979 году построил свой первый катер. При его создании мы сменили три днища (старое просто отрезалось и на его место приваривалось новое, с другими обводами) и отработали то самое «виртуальное» крыло.


- Владимир Анатольевич, а у вас не возникало мысли запатентовать свои изобретения и продать куда-нибудь?


- По движителю вездехода пытались запатентовать изобретение, но не удалось. Довольно часто московские патентоведы просто присваивают изобретения с тем, чтобы потом продать их за рубеж. Поэтому я просто перестал делать такие «подарки» нашим чиновникам от изобретательства. У меня нет большого желания заниматься этой волокитой, пусть и обещающей, в принципе, хорошие финансовые поступления. У меня свой самодостаточный мир, в рамках которого я живу полноценной жизнью. И как мне кажется, многие российские «самоделкины» живут примерно так же. Вот недавно показали по телевидению сюжет, в котором рассказывалось о создателе деревянного автомобиля. Этот человек сделал такую машину не оттого, что он дурачок. Просто он так решил свою конкретную проблему с помощью подручных средств. Скорее всего, это грамотнейший человек, просто он немного по-другому относится к условностям нашего мира.


- Владимир Анатольевич, а когда вы начали заниматься изобретательством, и какое у вас должно быть при этом образование? Это же сколько нужно знать, чтобы сделать столько изобретений?


- Нельзя сказать, что с такого-то определённого момента я стал заниматься изобретательством. Всё начиналось с детства, когда всё, что можно было взрывать – взрывалось и т.д. в шестом классе мне даже дали кличку Изубрик. Учителя думали, что из-за того, что уроки зубрю, а оказалось – за изобретательство.


Что касается образования, то есть образование, а есть образованность. Образование студент получает в течение пяти лет, а образованность приобретается в течение всей жизни. В 90-х годах я поступил в комсомольский политен? А потом бросил, потому что понял, что знаю больше. Общественные дисциплины мне не нужны, а сопромат я в том возрасте (около 40 лет) уже знал. Сейчас Иван учится на 4-ом курсе Технического университета. Перед ним стоит другая задача: попробовать делать всё то же самое, но уже с базовым высшим образованием, а может быть, и даже с кандидатской степенью.


В свое время я закончил Благовещенское речное училище. Мне очень повезло, потому что в те годы в этом училище был сильнейший преподавательский состав. И наши преподаватели нам давали не столько сумму конкретных знаний, сколько учили нас тому, как их получать. В это училище я пошел совершенно случайно, но хорошие учителя и набор дисциплин заложили в нас настолько мощную базу для дальнейшего роста, что многие из моих одногруппников стали большими руководителями раньше обычного срока. Один из наших однокашников даже занимает адмиральскую должность. По окончанию училища некоторое время я работал по специальности, а затем стал художником. Женился и по семейным обстоятельствам переехал в Амурск. Занимался оформлением агитационных стендов и тому подобным. Получил высший разряд как художник-оформитель. Мне посчастливилось в этот период познакомиться с настоящими художниками и теперь считаю, что изобретатель должен быть в первую очередь художником.


После этих слов тут же были продемонстрированы уникальные деревянные вазы и стулья, изготовленные из цельного куска дерева


loz-5.jpg


Есть такое мнение, что природа отдыхает на детях, и тем интереснее было узнать, что сын Владимира Анатольевича идёт дорогой своего отца. С детства занимался в кружке авиамоделизма. с летающей моделью ракеты-носителя «Союз» принимал участие в соревнованиях по моделизму и занимал призовые места на различных соревнованиях и, в частности, на краевой выставке в Хабаровске в 1998 году. А сейчас помогает отцу в его начинаниях.


loz-4.jpg


Завершаю рассказ на грустной ноте. Мы живём в Хабаровском крае, экономика которого, по большому счёту, покоится двух китах: вывоз сырья и экспортные заказы КнААПО. Сколько писалось о том, что нужно уходить от сырьевого экспорта и переходить на освоение новых видов продукции. В течение тридцати лет в Амурске головами и руками братьев Лазовских создаются уникальные машины, массовый выпуск которых можно было бы наладить на предприятиях края и не зависеть от воли далёких московских чиновников. Но нет, уникальная природа края разворовывается с помощью японской техники, жители Амурска из-за тяжелейшего экономического положения покидают родной город, не чувствуя себя в нем востребованными. Если уж таково отношение к изобретателям (по сравнению с которыми Билл Гейтс – мальчик в коротких штанишках), которые могут и должны приносить пользу своему краю, то что говорить о простых смертных…


Александр Альдиев


Статья была впервые опубликована в 2004 году на страницах газеты «Комсомольск. Свежий номер» 

Комментарии:

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев! Войти

Теги:

Комсомольск-на-АмуреАмурОбществоспортХабаровскХабаровский крайРоссияМВДБизнескультураПроизводствоПолитикаадминистрацияавиациятранспортПравонарушениеПравительствоприродаобразованиеДТПкинофильмДальний ВостокЖКХфлотaldiyevрепертуарСтихияискусствоАкцияТуризмфоторепортажКонкурсМеждународные отношениябезопасностьследствиеПраздникНаукарасписаниеНекрологКомсомольский районанонсВооруженные силырепостотдыхвидеоисторияконцертэкономикаВыставкаПарламентЗдравоохранениеТрудКонфликтИнновациистроительствоВизитСМИСолнечный районвыборыСССРЗанятостьАрмиясудостроениеКриминалАмурский районИзобретательствокрасотарелигияавтомотокиносоцзащитаХоббиархивКалейдоскопКакаровНаводнение 2013за рубежомнедвижимостьздоровьемолодежьСветловтехникаСилаковинфраструктураСмирновалитератураРомановаПроисшествиеШалавинаСедыхКитаеваСтепановаСидороваКарчевскаяВоронинаТимофееваКомсомольскпромышленностьфотопатриот27КСКмолодёжь27