Вот приехал Путин
Несмотря на то, что обещанного визита Путина комсомольчане ждали более пяти лет, премьер-министр России подарил Комсомольску-на-Амуре надежду на лучшее будущее в виде заказов для КнААПО, АСЗ и господдержки "Амурметалла".
Впервые самолет Владимира Владимировича на ВПП (взлетно-посадочная полоса) авиастроительного объединения Комсомольска-на-Амуре приземлился в ноябре 1999 года. Тогда в надежде на государственную поддержку и заказы Владимиру Путину показали КнААПО и АСЗ.
19 декабря 2003 года в прямом телеэфире уже Президент пообещал комсомольчанам приехать к ним, чтобы "посмотреть и поработать вместе”. Как впоследствии оказалось, столь длительное для жителей города Юности ожидание приезда ВВП подарило столько надежд, что и представить было невозможно.
Как это обычно и бывает, высокий гость посетил Комсомольск-на-Амуре по пути из Москвы в одну из дальневосточных стран. Несмотря на это обстоятельство, а также на задержку с прилетом (как шутят "злые языки ", президент отложил вылет из-за просмотра финала чемпионата мира по хоккею), визит довольно тщательно готовился. В "первопрестольной" состоялось заседание правительства, посвященное развитию судостроения на российском Дальнем Востоке. В Комсомольск накануне прилетели полпред Президента в ДФО, губернаторы Хабаровского и Приморского краев, Михаил Погосян (руководитель АХК "Сухой" и РСК "МиГ") и другие высокопоставленные чиновники. Вместе с Путиным прибыли Сергей Иванов (вице-премьер), Денис Мантуров (замминистра промышленности и торговли РФ), Владимир Поповкин (начальник вооружения Вооруженных Сил - замминистра обороны), Андрей Крайний (руководитель Федерального агентства по рыболовству) и Владимир Пахомов (президент ОАО "Объединенная судостроительная корпорация"). По составу делегации сразу стало видно, что станет предметом разговора. На осмотр КнААПО и местного филиала ГСС отводилось значительно меньше времени по сравнению с Амурским судостроительным заводом. Оно и понятно, перспективы авиастроительного объединения просматриваются гораздо лучше: испытания и продажи "Суперджета" продолжаются; авария ориентированного на экспорт третьего летного экземпляра Су- 35 только замедлила его программу, но не отменила планы; продолжаются работы по самолету пятого поколения и поставки иностранным заказчикам детей Су-27. Для "полного счастья" авиастроителям не хватало только серийных заказов от отечественных ВВС. На радость коллективу КнААПО все-таки было принято решение о дополнительных заказах. Владимир Путин сказал: "Мы приняли решение дополнительно загрузить Амурский авиационный завод, и до 2015 года он поставит в Вооруженные силы более 60 боевых самолетов". Как пояснил ранее Сергей Иванов, речь идет о поставках Су- ЗОМК и Су-27 СМ. Кроме того, было принято решение о дополнительном выделении средств на развитие программы "Sukhoi Superjet-100". С учетом экспортных заказов ситуация у авиастроителей должна измениться в лучшую сторону.
Большие надежды на приезд Путина испытывали судостроители: если в 2008 году загрузка АСЗ составляла 20%, то в текущем уже 15%. Задержки по заработной плате, задолженность перед поставщиками, банками и другие признаки близкого банкротства оптимизма явно не добавляют. Все надежды связаны с государством, которое и создавало когда-то центр военного кораблестроения на Дальнем Востоке.
На совещании на АСЗ были приняты кардинальные решения по судьбе Амурского судостроительного завода. Премьер-министр сообщил, что контрольный пакет акций завода, которые принадлежали частным лицам, передан государству. Владельцы основного пакета акций предприятия за символическую сумму продали его Сбербанку. Сберегательный банк в свою очередь передает 59% акций АСЗ в Объединенную судостроительную корпорацию. Владимир Путин гарантировал поступление средств на завод в рамках госзаказа (ремонт подводных лодок, строительство корвета). Дополнительные средства будут выделены на достройку и на ходовые испытания атомной подводной лодки "Нерпа". Более того, даны поручения проработать выделения средств из госбюджета на обновление и модернизацию производства с тем, чтобы снизить издержки и увеличить номенклатуру выпускаемых изделий. По словам Николая Повзыка, в случае реализации всех проектов (гражданских и военных) судостроительным заводом нужно будет вести речь о существенном увеличении численности работников предприятия.
Несмотря на то, что в программе визита "Амурметалл" не значился, премьер-министр встретился с Сергеем Хохловым, генеральным директором ООО "Сибирско-Амурская Сталь",
Управляющей компании Группы "Амурметалл". Владимир Путин дал соответствующим министерствам поручение проработать варианты поддержки и металлургического комплекса Комсомольска-на-Амуре.
Александр Альдиев