Юбилей телевидения в Комсомольске-на-Амуре
Все смешалось в Комсомольске-на-Амуре: 12 июня горожане «вместе со всем прогрессивным человечеством» празднуют День России и самостоятельно - День города. Оказывается, у нас есть еще один замечательный повод для того, чтобы 12 июня поднять стаканчик сока или еще чего покрепче: в этом году исполнилось 50 лет со дня проведения пробной телевизионной передачи в Комсомольске-на-Амуре.
По такому поводу мы встретились, наверное, с самым авторитетным знатоком телевизионного дела в Комсомольске-на-Амуре Владимиром Гершановичем Гинзбургом.
- Владимир Гершанович, как же все это начиналось?
- В середине пятидесятых годов в Комсомольске сложилась ситуация, при которой появление телевидения можно было ожидать. В городе был расположен самый крупный радиоцентр не только в стране, но и мире. Мало кто знает сегодня, но именно из Комсомольска-на-Амуре во время войны шли радиотрансляции советского «иновещания» на весь мир. Было очень много квалифицированных специалистов.
Именно в пятидесятые годы шло усиление системы противовоздушной обороны на Дальнем Востоке, появлялось новое вооружение, которое нужно было обслуживать квалифицированным специалистам, в том числе и в области радиоэлектроники. В те же годы при судостроительном заводе была создана «Эра», где также занимались сложным электрооборудованием для боевых кораблей. Тогда в Комсомольске-на-Амуре было только местное радиовещание. Интересно, что впервые на радиоцентр (сейчас это телецентр) я попал учеником третьего или четвертого класса - нужно было читать стихи.
В 1955 году из Харькова в Комсомольск-на-Амуре, в одну воинских частей, приехал служить майор Василий Вербило. А в Харькове уже был любительский телецентр, и еще живя там, Василий купил телевизор. Он привез его сюда, а тут ничего нет. Тогда офицер написал в газету «ДВК» обращение примерно следующего содержания: в городе, обладающим такими техническими силами, просто нужно создавать телецентр.
Статья вышла в газете, затем первый секретарь горкома партии вызвал на беседу Вербило и специалистов, выслушал мнения и предложения, и было принято решение о создании телецентра. На заводе ПТО было изготовлена 56-метровая мачта, которая и была установлена на территории телецентра. В группу, приступившую к монтажу первого любительского телецентра вошли 18 человек- военные связисты, инженеры судостроительного завода и «Эры». В и числе были В. Вербило, Н.Анохин, З. Руденко, А. Примеров, Г. Кочкин. Создание телецентра курировали первый секретарь ГК КПСС Л. Слободский и председатель горисполкома А. Казарин. В городе было много технической интеллигенции, и самое сильное «землячество» было у томичей. Томичи написали письмо на один из военных заводов Томска с просьбой прислать в Комсомольск-на-Амуре видеокамеры. В Томске откликнулись, и 12 июня состоялась первая пробная телепередача - был показан художественный фильм «Золушка». Выглядело это так: кинопроектор проецировал изображение на экран, а видеокамера звук и изображение снимала. А так как проектор был один, то фильм показывали частями по 10 минут, в перерывах никакой картинки не было. Стоит отметить, что в Комсомольске-на-Амуре телевидение появилось раньше, чем в Хабаровске: в краевой столице первая передача состоялась в октябре.
9 декабря 1959 года вышло постановление крайисполкома о создании в Комсомольске-на-Амуре студии телевидения, подчиненной Хабаровскому комитету телерадиовещания. Первым директором стал Алексей Васильевич Беспомощнов. Первыми журналистами были люди, прошедшие войну, это и сам Алексей Васильевич, и Александр Федорович Бубликов. Поработал на студии и известный наш писатель Геннадий Хлебников.
Вообще стоит отметить, что Комсомольская телестудия стала настоящей кузницей кадров. В конце 70-х годов не было ни одной телестудии Советского Союза, где бы не было людей, когда-то работавших у нас. Интересно, что в самом начале кадров не хватало, и было много приезжих специалистов, которые, поработав какое-то время, уезжали. Но рядом с ними уже росли местные специалисты. Причем, потребность в кадрах поначалу была такой острой, что во Владивостоке было создано заочное отделение телевизионных режиссеров при Дальневосточном институте искусств. Преподаватели приезжали из московского ВГИКа.
Со временем студия стала обзаводиться оборудованием, именно у нас появился один из первых пульов, позволявший работать с тремя камерами. У него даже серийный номер был первый, и в Комсомольск он был привезен сразу после Брюссельской выставки. Когда- то у нас было очень много отечественного оборудования под первым номером.
- Владимир Гершанович, расскажите, а как вы оказались на телевидении. Насколько я знаю, вы после службы в армии работали на заводе?
- Еще в армии я был чтецом, пел а-ля Трошин, принимал активное участие в художественной самодеятельности. В 1959 году после демобилизации вернулся на судостроительный завод, где работал слесарем-сборщиком в 9-м цехе. Продолжал заниматься в художественной самодеятельности. И вот как-то на студии заболела основной диктор Любовь Белянинова, некому было читать. Нашли меня, срочно вызвали на телестудию, куда за 15 минут до эфира после работы я и прибежал. Что такое телевидения, я даже тогда и не знал, а тут сразу в прямой эфир.
Дают мне текст и говорят: «Читай». Я и начал читать во весь голос. Меня останавливают и говорят: «Зачем так громко кричишь?» А я в ответ: «Так ведь на весь город». В 1960 году студия из любительской стала профессиональной. Первыми дикторами на уже профессиональной студии стали Алефтина Попова, Любовь Белянинова, Валентина Шлапакова- Изотова, Людмила Полозкова, Римма Дзержавская Геннадий Шараев. В 1962 году меня уже знали в городе, да и все дикторы были очень популярны. Работы было очень много: в эфире с 18.30 до 22.00, после окончания фильма нужно было сказать спокойной ночи. А днем работал на заводе. Параллельно закончил судомеханическое отделение техникума, женился, родилась дочка, занимался в самодеятельности. В конце февраля 1971 года я пошел на заводе в отпуск с последующим увольнением, а с 1 марта вышел на работу на студию режиссером третьей категории. Было не просто, так как значительно потерял в заработной плате, но, благодаря поддержке супруги, дело пошло. Затем поступил учиться на режиссёра.
Когда мы стали ездить на учебу в Москву, я побил все рекорды по посещению театров. За 25 дней я посмотрел 30 спектаклей. Было желание увидеть как можно больше. Затем два года учился в Хабаровске на заочном отделении в высшей партийной школе при ЦК КПСС.
После окончания партийной школы мне предложили быть директором еврейского камерного музыкального драматического театра. Прописка и жилье в Москве. Я отказался. Тогда секретарем по идеологии краевого комитета партии был Латышев, так он мне сказал: «Останешься в своем Комсомольске до пенсии, и не будет тебе никаких продвижений по службе». За меня вступился Анатолий Романович Буряк, первый секретарь городского комитета КПСС и в декабре 1978 года я был назначен директором телестудии.
Меня товарищи иногда спрашивают: «Тебе памятник будет?» По этому поводу я вспоминаю случай произошедший во время визита на телецентр Виктора Ишаева и представителя президента Евтушенко. Я показываю им телецентр и мемориальную доску Ллойда Паттерсона (отец негритянского мальчика из фильма «Цирк», в годы Великой Отечественной войны работал диктором в Комсомольске-на-Амуре на иновещании). Потом говорю: «А вот на этой стенке место пока есть и на ней мы сделаем другую мемориальную доску, где напишем: «В этом здании евреи работали, как негры».
Оглядываясь назад, надо отметить, что программы, выпускаемые раньше на комсомольской телестудии были, ориентированы прежде всего на рассказ о человеке. Пусть нас называли «певцами коммунизма», но все равно во главе угла был человек. Жаль, что сегодня приоритетны только новости. Ушла культурно-воспитательная часть работы телевидения. А без этого нельзя.
- Спасибо большое за рассказ.
Подготовил Александр Альдиев
Опубликовано в газете "Комсомольск. Свежий номер" в 2006 году