«Полозом» по бездорожью

В самом начале перестройки Михаил Горбачёв, бывший тогда генеральным секретарём ЦК КПСС, дал советским машиностроителям ценное указание стать мировыми лидерами в автомобильной промышленности. Российский автопром остаётся в роли догоняющего. В городе Амурске Хабаровского края за несколько лет до выступления Михаила Сергеевича и без всякого указания сверху, был создан уникальный вездеход на пневматических катках (не колёсах!!!) низкого давления, аналогов которому в мире до сих пор. В конце прошлого столетия, в Комсомольске-на-Амуре была предпринята попытка наладить серийный выпуск уникальных вездеходов, но «Полоз» (так был назван возрожденный вездеход) и ныне там.

Первая попытка

В восьмидесятых годах Владимиром и Юрием Лазовскими была создана целая серия вездеходов (читатели постарше могли некоторые из них были показаны на центральном телевидении Советского Союза в когда-то очень популярной передаче «Это вы можете». Самое печальное, что от тех машин практически ничего не осталось, кроме нескольких фотографий. На них видно что вместо переднего катка используется лыжа. Как рассказал Владимир Лазовскийв 1987 вездеход был показан главе крайкома КПСС товарищу Черному и командованию Дальневосточного военного округа. Военных заинтересовала возможность использования уникального вездехода в качестве вспомогательной машины для обеспечения войск и было принято решение наладить серийное производство машины на мощностях Амурского машиностроительного завода. Несмотря на заинтересованность в новой машине военных, завод к серийному выпуску вездехода не приступил. «Машзаводу» не нужна была лишняя загрузка, так как основное производство в то время было загружено сверх всякой меры. А товарищ Черный сказал изобретателям примерно следующее: «Если я вам помогу, то с помощью этих машин будет разграблен край» (речь по- видимому шла о браконьерах).

К моменту, когда эти слова прозвучали, братья Лазовские уже занимались другим проектом и вездеход была отложена до лучших времён.

loz-2.jpg

Попытка вторая.

Настали девяностые с обвальным падением объемов промышленного производства. Промышленные предприятия Хабаровского края оказались без загрузки и казалось бы условия для серийного выпуска вездехода братьев Лазовских скалдываются самые благоприятные. В конце 90-х годов была предпринята попытка наладить производство вездеходов уже на Комсомольском-на-Амуре заводе подъёмно-транспортного оборудования (ПТО). Группой преподавателей кафедры самолетостроения Комсомольского-на-Амуре Технического университета совместно с изобретателями был разработан комплект чертежей обновленного вездехода для серийного производства в соответствии с требованиями, предъявляемым к транспортным средствам категории М1. Братьями Лазовскими был построен опытный образец вездехода, на котором был совершен 600 километровый пробег по маршруту Амурск- Николаевск-на-Амуре- Амурск. Довелось «полозу» принять участие в реальной спасательной операции, когда для спасения человека пришлось преодолевать Амур в ледоход по шуге. 

В общем, начиналось как всегда хорошо, а получилось, как сказал господин Черномырдин. Из-за отсутствия необходимой культуры производства на заводе ПТО, дело не пошло. Краностроители не смогли освоить выпуск машины, спроектированной с применением авиационных технологий. А тем временем интерес к машине стали проявлять за рубежом. В частности, китайцы были готовы приобретать вездеход в любых количествах, но вкладывать деньги в развитие производства в России они не захотели.

На этом дело «Полоза» в очередной раз встало на месте, и вполне может быть, что вскоре в Россию будет поставляться аналогичный вездеход, но сделанный где-то за границей. А о «полозе» будет напоминать только несколько чудом уцелевших фотографий. 

Александр Альдиев

 

ОПИСАНИЕ И ОСНОВНЫЕ   ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕЗДЕХОДА-АМФИБИИ    «ПОЛОЗ».

Вездеход-амфибия представляет собой конструкцию из стеклоткани (возможен вариант клепаной конструкции) полумонококового типа с несущей силовой рамой. Оснащен вездеход-амфибия двухтактным двигателем воздушного охлаждения марки «РМЗ — 640» мощностью 28 л.с. Модификации допускают применение и более мощного двигателя. Независимая система автоматического регулирования давления в опорных катках обеспечивает плавность хода при движении по бездорожью. Оригинальная, не имеющая аналогов, конструкция ходовой части позволяет преодолевать надели, битый лед, ледяные торосы высотой 0,8 м и особенно важно, полыньи, (не замёрзшие участки рек и озер) без повреждения опорных катков.

Система зажигания гарантирует надежный запуск двигателя при температуре воздуха до — 45 С.

Вездеход-амфибия является экологически чистым транспортным средством, эксплуатация которого не оказывает неблагоприятного воздействия на окружающую среду, не разрушает поверхностный слой земли, растительный покров.

Обслуживание вездехода не требует специальной, профессиональной подготовки и достаточно знание правил управления мотоциклом и автомобилем.

Продукция, аналогичная вездеходу-амфибии «ПОЛОЗ», ни в России, ни за границей не выпускается.

loz-3.jpg

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

Основные размеры: 

длина 4700 мм;

ширина 1800 мм;

высота 1900 мм;

высота от днища до плоскости дороги 500 мм;

размеры багажного отделения 1500x600x500 мм;

Варианты загрузки:    1 водитель + 2 пассажира + 200 кг;

1 водитель + 350 кг,

Тяговое усилие на крюке: 500 Н (50 кг).

Пробег без дозаправки при полной нагрузке: не менее 300 км.

Скорость по ровной поверхности (тундра, снежный покров, песок) не менее 40 км/ ч.

Преодолеваемый уклон при полной нагрузке не менее 30.

Наименьший радиус разворота вездехода-амфибии по оси следа внутреннего катка 5м.

Наружный, габаритный радиус поворота 6,2 м.

Вездеход устойчив при движении без заноса на сухой асфальтовой площадке по кругу диаметром 50 м со скоростью 30 км/ч.

Не просматриваемая с места водителя зона дороги перед вездеходом-амфибией 6м.

допускается преодоление своим ходом водных преград при высоте волны до 0;4 м.

Вездеход-амфибия оборудован двумя независимыми тормозными системами (рабочей и стояночной), приборами внешнего освещения, фароискателем и световой сигнализацией, дугами безопасности. предусмотрены места для огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки.

Так как ограничения по метеоусловиям нет «Полоз» предназначен для круглогодичной эксплуатации в любое время суток.

loz-9.jpg

Александр Альдиев

 Материал был поубликована в газете "Комсомольск. Свежий номер" в 2004 году

Комментарии:

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев! Войти

Теги:

Комсомольск-на-АмуреАмурОбществоспортХабаровскХабаровский крайРоссияМВДБизнескультураПроизводствоПолитикаадминистрацияавиациятранспортПравонарушениеПравительствоприродаобразованиеДТПкинофильмДальний ВостокЖКХфлотaldiyevрепертуарСтихияискусствоАкцияТуризмфоторепортажКонкурсМеждународные отношениябезопасностьследствиеПраздникНаукарасписаниеНекрологКомсомольский районанонсВооруженные силырепостотдыхвидеоисторияконцертэкономикаВыставкаПарламентЗдравоохранениеТрудКонфликтИнновациистроительствоВизитСМИСолнечный районвыборыСССРЗанятостьАрмиясудостроениеКриминалАмурский районИзобретательствокрасотарелигияавтомотокиносоцзащитаХоббиархивКалейдоскопКакаровНаводнение 2013за рубежомнедвижимостьздоровьеСветловмолодежьтехникаСилаковинфраструктураСмирновалитератураРомановаПроисшествиеШалавинаСедыхКитаеваСтепановаСидороваКарчевскаяВоронинаТимофееваКомсомольскпромышленностьфотопатриот27КСКмолодёжь27