Зинчук играет, как живёт
Гитарной музыкой увлекается не каждый. Но имя Виктора Зинчука известно, наверное, всем. Зинчук признан лучшим гитаристом России, его талантливые руки застрахованы на полмиллиона долларов США. В 2001 году он был занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый музыкант. Виктор исполнил «Полет шмеля» Римского-Корсакова за 24 секунды, в течение одной секунды он успевает сыграть 20 нот.
Билеты на Зинчука раскупались очень хорошо. Мы с коллегами предположили, что в основном придут мужчины, но на концерте в театре Драмы 16 сентября зал был полон зрителями обоих полов и всех возрастов. Каждую композицию встречали восторженно и долгими аплодисментами. Зинчук был обаяшкой: предупредил, что поломает каноны концерта, и в перерывах между игрой трепался, шутил и просвещал народ. Во втором отделении отвечал на записки зрителей, напоминая своей живостью Регину Дубовицкую из бессмертного «Аншлага». К всеобщему счастью, Дубовицкая на гитаре не играет, а вот Зинчук это делает профессионально и вдохновенно. Свое собственное мнение по поводу концерта я опущу, тем более что удовольствие, и немалое, получила, и на том, как говорится, спасибо!
Спасибо Зинчуку и за интервью, которое нам удалось взять в антракте. Виктор на бегу пытался выпить чашку чая, извиняясь перед нами, как будто это не мы ворвались к нему, украв небольшие минуты отдыха, а наоборот.
- Вы вышли – и сразу «взяли» зал. И на днях, выступая в одной из программ НТВ, сказали, что в вашей жизни все складывалось легко. А были трудности?
- Было очень тяжело. На самом деле все сложилось к сорока годам. Да, меня знают и любят. Но за все в жизни нужно платить. Вы знаете, у великих артистов и спортсменов в быту не все и не всегда складывается. По крайней мере, не с первого раза, так и у меня. Конечно же, я мучился и продолжаю мучиться. Тем, что моя музыка мало звучит по радио и по телевидению. Хотя в трудностях тоже есть своя прелесть.
- Вы и без этого очень известны.
- Слава Богу. И на концертах всегда аншлаги. Но все равно жалко, что этой музыки мало слышат люди, хотелось бы больше. Потому что моя музыка и материал, с которым я работаю, значимые.
- Были такие моменты, когда вы говорили себе: все – не могу, не хочу видеть гитару?
- Было и такое. Мы сейчас из Хабаровска, и там параллельно, на той же площадке, выступал Андрей Макаревич. В один день сделали наши концерты, все было в порядке, у каждого аншлаг. И я вспомнил первый мой концерт. Мы тогда были новой, никому не известной группой и работали с начинающей «Машиной времени». Мне усилитель сделали тихо-тихо. А я такой импульсивный, весь концерт дергался. А оказалось, что не было слышно вообще ничего. Так что, после этого концерта я поставил гитару и пару дней к ней не подходил. Я думал: блин, что ж такое. Но потом снова стал играть.
- И больше подобного настроения не возникало?
- Было, когда ломал палец, потом руку, ходил с гипсом. Чуть ли не ревел: жалко себя, неизвестно – восстановится или нет, смогу или не смогу играть. Но это уже не потому, что я не хотел, а просто так обстоятельства складывались. Уже тогда, когда сломал ребра (я в футбол все играю, да и не только), тогда родилась идея создания рекорда Гиннеса. Я посмотрел и понял: секундная стрелка движется на самом деле медленно. И как-то так сложились обстоятельства, что я решил придумать этот рекорд, и пока никто его не побил. Если кто и сможет… да ради Бога. Это просто привносит в жизнь какие-то веселые штрихи.
- Бывают у вас сомнения в себе?
-Конечно же. Были и есть. Каждый раз, когда я работаю над новым диском, у меня их много. Если в «Неолирике» звучат популярные мелодии 20-го века, то в «Амадеус 146» – серьезная музыка. Все, что сегодня звучит, это самая последняя программа, я не делаю исключения, не упрощаю ее. Когда играешь такую музыку, настраиваешься, и с тобой в жизни, соответственно, что-то происходит. Если играю веселую музыку – происходят какие-то веселые, смешные вещи. Серьезная же музыка притягивает драматичное. В этом состоянии я иногда месяцами нахожусь.
Поверьте, для того чтобы это действительно тронуло всех, нужно музыку через себя пропустить. Не так, как современные исполнители. Напишет мне автор песенку – эх, я ее спою. За смену напишем, слова наложим – вроде бы получается модная вещь, если ее раскрутить. По законам жанра можно раскрутить что угодно, и «Шоколадного мальчика», и тому подобное. И спустя пять лет это будет все смешно, это и сейчас у некоторых вызывает улыбку. Настоящая музыка – она не боится времени, так же, как и настоящий исполнитель. Люди и сейчас слушают Лемешева, Козловского. Что они, хуже Баскова? Ха-ха! Да они лучше в сто раз.
- О чем вы говорите!
- Конечно. Но просто опять же это продукт раскрутки, вот тебе и все. По мастерству никто с ними из современных исполнителей не может сравниться и в десятой части. Слава Богу, сохранились их записанные голоса. Так что время все расставит на свои места. Хотелось, чтоб и сегодняшнее время тоже.
- Есть такое мнение, что сейчас современная музыка находится в кризисе, на грани революции.
- Возможно. Но сколько интересной музыки, и всего не переиграть, и столько рождается всего, кризиса никакого нет. А новое появится, ну, так и должно быть. Может, оно уже и есть, не знаю.
- Сомнения вы преодолеваете работой?
-Да. Это профессионализм. Но иногда надо все бросить. Все время работать – можно с ума сойти.
- Чем в это время занимаетесь?
- Когда я начинаю над чем-то работать, кажется, что не смогу этого сделать. Потому что если передо мной великое произведение, его надо осмыслить. Но когда продолжаешь работать, оно вдруг постепенно поддается. Нужно «сдать немало крови», отдать много энергии – и тогда вдруг приоткрывается тебе по чуть-чуть. Это как женщина, которую нужно постепенно завоевывать. Просто так ничего не дается: ни спортивные победы, ни воспитание ребенка, ни что-то элементарное – покрасить, дом построить. Я на днях пазлы сложил из эпохи Возрождения. Картина Леонардо да Винчи с ангелочком. Две недели складывал, и когда кот прыгнул и все разрушил (мне его Юрий Антонов подарил, я же у него работал раньше), то я очень расстроился. Но силу воли отрабатывал, снова собрал. Тысячи кусочков, это не так мало.
- Кто ваша семья, помимо кота, который вам пазлы ломает?
- Не люблю я про это рассказывать, извините, и не хочу.
- По крайней мере, можно порадоваться за вас?
-Я нормальный, нормальный, и вовсе не исключение! Так что, всем привет и хочу еще приехать сюда в апреле с группой.
Извинившись, Зинчук стал переодеваться, и именно в этот момент я коварно попросила разрешения сфотографироваться вместе. Снимок получился пикатным, но мы клятвенно пообещали Виктору, что публиковать его не будем.
Елена Романова