Маленькая, хрупкая и молодая
Для нас, провинциальных жителей, приезд известного артиста всегда событие. Те, кто не пожалели денег на довольно дорогие билеты, жадно вглядываются и вслушиваются, чтобы затем рассказать друзьям и соседям про рост, вес и морщины звезды. Ну, любит народ выискивать недостатки у «небожителей», тем самым приближая их к нам, простым смертным.
Пародии – и вовсе бесконечный праздник для зрителей: мало того, что знаменитостей покажут во всей красе, так еще и оптом - всех сразу и по одной цене. Этот жанр настолько любим народом, что потребляется в любом исполнении. Но хороший пародист – это не только и не столько точное копирование, скорее - яркая индивидуальность, которой, без сомнения, обладает актриса Елена Воробей.
Ее путь в пародистки был непрост: актриса по образованию, она долгое время играла в театре, в музыкальном конкурсе «Москва-Ялта-транзит» завоевала Гран-При и Приз зрительских симпатий. Теперь имя Елены Воробей упоминается в одном ряду с Кларой Новиковой и Еленой Степаненко. Но если у этих актрис есть определенный комплект используемых образов, то Воробей в своих перевоплощениях, похоже, не собирается останавливаться.
Те, кто был на ее концерте 23 июля в театре Драмы, легко могли в этом убедиться: знаменитости женского и мужского пола были многочисленны и откровенны. Алла Пугачева, всерьез занявшая на российской эстраде пост №1, грациозно развалилась на сцене и просила: «Соберите меня». Представляя Кристину Орбакайте, прима произнесла: «Выйди, шепни что-нибудь». Овечка Алсу благодарила папу и нефть. Оказывается, если в России бензин дорожает, батька Алсу новый клип снимает. Чудо в перьях Жанна Агузарова отказывалась петь без скафандра. Земфира, Варум, Долина, Рюмина, перетекающая в Хьюстон, и простая фабричная девчонка, заявившая, что их звездей, звездов, звездищ выпустили множество, веселили зрителей. А «просто чисто певица» исполнила «Чисто на бис, чисто для Вас, чисто романс». Потому, что если «даден рот в голову, так чтобы из него нести прекрасное».
Шоу пересыпалось клоунами и репризами и подошло к «Голубому огоньку». «Дитя с порога» Боря Моисеев, Шура, убежденный, что «были бы десны, зубы нарастут», лихо отплясывающий Валерий Леонтьев и призывающий мужиков «беречь жабры» Витас смотрелись почти натурально. Дембил солдат Серуня или, точнее, Сергуня, служивший в горячих точках Антарктиды, очаровал всех.
И все эти образы легко уживаются в одном человеке с яркой пластикой, блестящими глазами и голосом, которому впору позавидовать раскрученным звездам. Кажется, что и в жизни Воробей так же уверенна и победительна. В гримерке же мы встретили маленькую, очень уставшую девушку. Но приветливую и внимательную, более доброжелательную, чем ее директор.
В нашем коротком разговоре «на бегу» дважды был момент, когда Елена, кажется, была готова рассказать нам что-то откровенное, но в это самое время нас прерывали жаждущие автографов и снимков на память. Елена покорно и мягко уделяла всем время.
- Отрадно, что хотя бы у пародистки есть голос, которым обладает далеко не каждый артист эстрады
- Спасибо. Мне очень приятно это слышать.
Мы знаем, что вы хотели стать певицей, но поняли - эта дверь закрыта для вас и не стали в нее ломиться. В жанре пародии вы чувствуете себя реализованной?
- Я всегда говорю: лучше быть многоликой, чем безликой. Не стоит стучаться в закрытую дверь, неизвестно, что там за этой дверью, и есть что-нибудь вообще. Ничего случайного в жизни не бывает. Однажды эта дорога предо мной распростерлась, легла, и я пошла по ней легко и уверенно. Так как я ко всему в жизни отношусь философски, я это приняла. Я занимаюсь своим делом. Если помимо этого возникнут еще более интересные проекты в других жанрах, скажем, опять появится в моей жизни театр, я буду бесконечно счастлива. Я очень надеюсь, что когда-нибудь однажды я вернусь в театр на новом витке. Для актера очень важно, как тебя принимают в труппе, как к тебе относится художественный руководитель. Важно, чтобы для тебя обязательно ставились спектакли. Без этого артист как человек, страстно влюбленный в свою профессию, умирает. Поэтому многие и пьют - оттого, что не реализуются.
- В какие двери вы еще перестали ломиться?
- Скажу специально для женщин. Однажды я очень сильно обломилась в личном плане. После долгой совместной жизни с любимым человеком нам пришлось расстаться. Разлучила нас Москва, да и не только. Возможно, что человек оказался слабее меня.
- Это общая женская проблема – слабость мужчин. В чем выход для Вас? Реализация в профессии?
- Не только. Я родила дочку. Это самая моя большая… удача, наверное. Даже слова такого нет. Вот если о чем-то и мечталось, то, скорее всего, об этом. У меня были проблемы со здоровьем, и вдруг господь наградил меня.
- Сколько вашей дочери, с кем она сейчас?
- Ей четыре с половиной месяца. Она меня ждет, и я ей все время звоню. Сейчас она с бабушкой и тетей.
- Вас профессия обязывает оставлять такого маленького ребенка и гастролировать по стране?
- Все через это проходят. По моему наблюдению, большинство актрис не только сегодняшнего дня, но и раньше, одиноки. У них есть дети, но нет спутника жизни. Часто бывает, что нет и детей. Я поняла это и приняла. И пережила расставание с любимым человеком. Пережила очень сложно. Трудно оказаться в многомиллионном городе абсолютно одной, без семьи, без поддержки, в чужой квартире без мебели.
- Что вам помогало переносить трудности?
- Просто я близнецы, знак воздуха. Человек, который все-таки, несмотря ни на что, относится ко всему с оптимизмом. Главное – понять, почему это случается. Видимо, причина в тебе, значит, надо ее распознать и попытаться исправить ситуацию. Перевернуть все с ног на голову и не бояться начать все с самого начала.
- Это, видимо, главный рецепт?
- Женщины - они очень сильные, могут все перенести. И напрасно многие не верят в себя. Это глубоко неправильно. Те, кто считают себя бездарными, реализуются всего на 1%, талантливые - на 2%, гении - на 3%. Вы представляет, сколько у каждого из нас может быть впереди. Нужно только поверить в свои силы и искать, искать, искать. Необязательно становиться артистом, ты можешь быть парикмахером - но каким?!! Ты можешь стать прекрасным строителем. Я уверена в одном: если бы я занималась другим делом, то занималась с такой же самоотдачей. Только это обязательно должно быть творческое дело, обязательно должно быть творческое начало.
- Выглядеть на сцене эффектно - это часть актерской профессии?
- Конечно. Перед выходом на сцену, за кулисами, я кашляю, у меня часто болят мышцы от постоянной работы. Бывает дрожь перед премьерой какого-либо номера. Но делаю первый шаг - и все это исчезает. Как-то у меня жутко болело колено - растянула мышцы, катаясь на роликах с двенадцатилетним племянником. Как только выходила на сцену - боль проходила. Сцена лечит, распрямляет. Мне часто говорят: «Мы думали, вы большая и старая. А вы маленькая, хрупкая и молодая».
- Есть в вашей программе номера, на которые зритель не реагирует?
- Я всегда прислушиваюсь к залу. Если мне кажется, что реакция не такая, как мне хотелось бы, я корректирую номер.
- Какой-либо персонаж вам пришлось исключить?
- Убрать пришлось Ирину Салтыкову. Тяжело пародировать то, чего нет. Когда голоса нет, проще шептать.
- Легче работать сольно или большой командой, например, как в «Аншлаге»?
- «Аншлаг» выступает большой командой только на летних каникулах. Но все артисты работают и сольно. Иногда собираются парами. Все зависит от организаторов концертов, как они себе это представляют. У меня много совместных номеров с Юрием Гальцевым. Недавно, в Америке мы дали шесть сольных концертов. Одному выступать всегда тяжело. Поэтому у каждого из нас есть свой коллектив, минитеатр, который и гастролирует по стране.
- В вашей коллекции много мужских образов. Как они появляются?
- Я расскажу, как появился солдат Серуня, Сергуня. Очень хотелось сделать свой монолог, но боялась, что меня будут сравнивать с Кларой Новиковой и Еленой Степаненко. Поэтому я искала свой монолог три года. И когда на капустнике в «Аншлаге» я сделала песню в исполнении этого солдата, то по приему зрительской аудитории поняла, что этот номер не имеет права уходить с эстрады. Солдат должен заговорить. Я обратилась к автору - Анатолию Семеновичу Рассу. Просто показала пластику этого героя и сказала, что он должен заговорить. Расс ответил: «Давай отправим его на дискотеку», с этого началась наша работа над монологом. Часто зрители в кассе спрашивают: а Лена будет показывать солдата? Поэтому я обещаю, что в этом году появится еще один новый персонаж, и он будет столь же неожиданный, как и солдатик.
Елена Романова